Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
Отдельную зарисовку Чехов посвятил шампанскому. Она была опубликована в 1886 году за авторской подписью «Человек без селезенки» — это был один из псевдонимов литератора.
«Не верьте шампанскому… Оно искрится, как алмаз, прозрачно, как лесной ручей, сладко, как нектар; ценится оно дороже, чем труд рабочего, песнь поэта, ласка женщины, но… подальше от него! Шампанское — это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и наглостью Гоморры, это позлащенный гроб, полный костей мертвых и всякия нечистоты. Человек пьет его только в часы скорби, печали и оптического обмана», — писал Чехов.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
Он называет шампанское в зарисовке вином «укравших кассиров, альфонсов, безуздых саврасов, кокоток», говорит о том, что именно это вино сопутствует разврату и разгулу, а платят за него «не трудовые деньги, а шальные, лишние, бешеные». Шампанское, по Чехову, шипит «как змея, соблазнившая Еву», поэтому пьют его женщины, вступающие на «скользкий путь».
И конечно, шампанское пьют на Новый год. «С бокалами в руках кричат ему «ура» в полной уверенности, что ровно через 12 месяцев дадут этому году по шее и начихают ему на голову», — пишет он и заканчивает зарисовку словами «подальше от шампанского».
Несколько негативное отношение к шампанскому можно найти и в письмах Чехова. Для него это вино является спутником всего неискреннего и поддельного. «Если ты дашь слово, что ни одна душа в Москве не будет знать о нашей свадьбе до тех пор, пока она не совершится, — то я повенчаюсь с тобой хоть в день приезда. Ужасно почему-то боюсь венчания и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться», — пишет он из Ялты своей будущей жене Ольге Книппер 26 апреля 1901 года. Буквально через месяц, 25 мая, Чехов тайно приедет в Москву и обвенчается с ней. Пришлось ли ему пить шампанское, неизвестно.
Самая известная фраза Чехова о вине была написана им в письме журналисту, театральному критику и драматургу Алексею Суворину в июне 1893 года: «Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино и беседовать о литературе, а вечером дамы». Именно она стала, пожалуй, самым коротким описанием богемной мечты об отдыхе и ничегонеделанье.
Из писем Чехова мы знаем, что вино было его постоянным спутником. Например, во время жизни в Ялте он пишет русскому поэту Алексею Плещееву, что днем «умирает от жары», а вечерами пьет вино.
Из переписки литератора также можно узнать, какие вина он предпочитал. Например, в письме своей младшей сестре он просит ее привезти «сантуринского» вина.
Доподлинно неизвестно, называл ли Чехов сантуринским вино, изготовленное на греческом острове Санторини. Однако в одном из писем он дает описание этого вина. «Должен тебе сказать, что это вино редко бывает хорошим и редко кому нравится; это, на вкус, плохая марсала, очень крепкое, много в нем спирту, так что пьют его рюмками, а не стаканами. Впрочем, с хорошим приятелем можно и целую бутылку выпить», — описывает это вино Чехов в письме Вуколу Лаврову, редактору журнала «Русская мысль».
Часто не только в письмах, но и в произведениях Чехова можно найти упоминание «матрасинского» вина. Он использует его для того, чтобы описать чай или кофе, которые были приготовлены плохо. «Чай здесь пьют кирпичный. Это настой из шалфея и тараканов — так по вкусу, а по цвету — не чай, а матрасинское вино», — пишет он в заметках во время поездки в Томск и Екатеринбург.
«Матрасинским» называют красное вино, изготовленное из аборигенного азербайджанского черного сорта «матраса». Он также распространен в Дагестане и в Средней Азии. Вино из этого сорта описывали как плотное и хорошее столовое, напоминающее каберне совиньон.
Вино, которое Чехов пробовал во время жизни в Ялте, ему редко нравилось. Писатель называл его «плохим», «тяжелым и неинтересным». Однако все равно отправлял его семье и друзьям в Москву и другие города.
А вот зарубежные вина литератор, напротив, ценил. «Недурным» называл Чехов австрийское вино, когда был проездом в Вене и пробовал его там. В письме переводчику Шарлю Легро он просил отправить в редакцию журнала «Русская мысль» 100–150 бутылок вина из Бордо. «Вино должно быть настоящее, французское, не кислое, не сладкое, из категории лафитов и бордо», — сказано в письме. «Лафитом» в конце XIX века в России называли не только вино от Chateau Lafite-Rothschild, но и в целом хорошее, дорогое и качественное бордоское вино. Тогда же в обиход вошло слово «лафитник», которое обозначало небольшой бокал для такого вина. Как правило, он тоже был дорогим, нередко даже хрустальным.
Антон Чехов умер в немецком Баденвайлере в ночь с 1 на 2 июля 1904 года, прожив всего 44 года. Однако за свою не очень долгую жизнь смог создать огромное количество поистине уникальных произведений, которые повлияли на всю мировую литературу и театр. И кто знает, может быть в этом есть и небольшая заслуга вина, ценителем которого он был.