Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
Содержание
В России впервые с 2017 года зафиксировали сокращение розничных продаж игристых вин. Только за последние пять лет продажи в этом сегменте выросли с 9 млн дал за семь месяцев 2021 года до 11,38 млн дал за аналогичный период 2025 года — за пять лет рынок вырос на 30%. Однако если сравнивать показатели текущего и предыдущего годов, то продажи сократились почти на 4% — с января по июль 2024 года в стране было продано 11,74 млн дал игристого вина.
Сокращение потребления вина — общемировой тренд, который дошел до России. «Сейчас мы действительно наблюдаем спад потребления — это касается не только категории игристых вин, но и тихих, что в целом указывает на снижение объемов всей винной категории», — говорит сооснователь и вице-президент Simple Group Анатолий Корнеев. По его словам, вино стало дорожать по всему миру из-за совокупности факторов: общеэкономической и геополитической нестабильности, протекционистских пошлин, введенных администрацией Трампа, в том числе. Как следствие, во многих странах, особенно европейских, фиксируется сокращение объемов продаж — продукт становится «неподъемным» для массового потребителя, который переориентируется на другие напитки. «Российский рынок следует этой общемировой тенденции, однако здесь она усилена внутренними мерами — введением пошлин на вина из недружественных стран. Это закономерно привело к резкому удорожанию всего винного ассортимента и, как следствие, к падению спроса», — отмечает Анатолий Корнеев.
За последний год игристое вино в России сильно подорожало. По оценке Luding Group, средняя цена на бутылку игристого в первом полугодии 2025-го, по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, выросла на 23%, притом что крепкий алкоголь подорожал на 13%, а тихие вина — на 16%.
Средняя цена за бутылку 0,75 л российского игристого по итогам первого полугодия 2025 года составила 419 руб. (рост по сравнению с первым полугодием 2024 года — 28%), по данным Luding Group. Зарубежное игристое стоит значительно дороже: французское — 1354 руб. (рост — 42%), итальянское — 1019 руб. (26%), испанское — 891 руб. (28%), португальское — 643 руб. (30%), армянское — 600 руб. (26%). «Цены отличаются значительно, особенно в массовом сегменте. Зачастую игристое из России стоит в 2–3 раза дешевле аналогов из списка недружественных стран и в 1,5–2 раза дешевле, чем из ЮАР, Чили и Аргентины, например. Цена в течение года корректировалась в большую сторону по причине увеличения ставки акциза, у местных производителей есть возможность сохранения отгрузочных цен на уровне прошлых периодов по причине поддержки и преференций со стороны государства», — говорит директор департамента продуктового маркетинга компании AST Алексей Несмеянов.
Топ-5 стран — экспортеров игристого в Россию сегодня — Италия, Франция, Испания, Португалия, Армения — вместе дают 95% продаж всех импортных игристых вин, по данным Luding Group. Резкий рост цен на их продукцию привел к сокращению потребления импорта. «Основной вклад в снижение внесла продукция европейских стран — традиционных регионов для игристого: Италии, Франции, Испании, Португалии», — объясняют в компании LADOGA. По данным компании, рост продаж показывает только российская продукция, доля которой на рынке увеличилась на 5 п.п., до 72%.
Анатолий Корнеев говорит, что вся эта ситуация привела к запуску центробежного процесса «вымывания» импорта, что привело к сокращению продаж игристого на российском рынке. Основные причины сокращения рынка — рост цен на импорт из недружественных стран из-за пошлин, а также сохраняющийся дефицит качественного российского игристого, говорит директор по закупкам виноторговой компании Fort Дарья Сологуб.
Еще одной причиной падения продаж, как говорят эксперты, стала структурная перестройка рынка: потребители ищут альтернативы резко подорожавшим любимым винам. Энолог-шампанист винодельни Olymp Winery и «Усадьбы Белогорье» Илья Волошин говорит, что падение происходит на фоне пересмотра импортного портфеля, что приводит к тому, что знакомые покупателям торговые марки заменяются новыми. «Нашим людям нужно время, чтобы их распробовать и проникнуться доверием», — считает эксперт.
«Что касается причины роста цен на ту же Шампань — многие переходят на альтернативные игристые, сделанные по классическому методу, — креманы, кавы, франчакорты, кап классики и прочее. Учитывая рост стоимости на недорогое «базовое» просекко, потребитель все чаще отдает предпочтение локальным брендам и продуктам», — говорит Алексей Несмеянов.
Идет и глобальная перестройка вкусов, в частности растет спрос на вина с пониженным содержанием сахара. «Во всем мире люди все чаще выбирают вина с меньшим содержанием сахара и алкоголя. Россияне, как неотъемлемая часть мирового сообщества, также меняют свои вкусы», — говорит Илья Волошин. По его словам, все большей популярностью начинают пользоваться вина с низким содержанием сахаров: если еще лет десять назад потребление таких игристых было в рамках статистической погрешности, то сейчас растет потребление вин в категориях «дозаж зеро», «экстрабрют», «брют».
Директор по закупкам виноторговой компании Fort говорит, что растет спрос на безалкогольное игристое — это новая категория, которая активно завоевывает аудитории. «Отдельно стоит отметить тренд на розовые игристые: они легкие, гастрономичные, хорошо сочетаются с едой и пользуются большой популярностью, в том числе благодаря низкому градусу», — говорит эксперт.
Вопрос, который волнует производителей и импортеров: как долго продолжится сокращение продаж игристого.
Спокойнее всего себя чувствуют российские производители, так как и объемы производства, и рыночная доля отечественной продукции растет. «Это указывает не на кризис спроса, а на вялое переключение с импортных марок на отечественные», — отметили в «Кубань Вино», где заявили, что не видят никаких критичных изменений в потребительском спросе. Илья Волошин также уверен, что продажи будут продолжать расти. «По игристым винам — рекомендую дождаться новогодних праздников, которые, уверен, смогут компенсировать текущее падение спроса», — отмечает эксперт. Дарья Сологуб говорит, что рост рынка продолжится прежде всего за счет появления новых категорий и импорта из дружественных стран (Аргентина, Чили, Бразилия), а также увеличения российского производства.
Алексей Несмеянов же, наоборот, считает, что рынок близок к насыщению. «Думаю, что по итогам года стоит ожидать продажи на уровне 90% от цифр предыдущего года», — говорит эксперт. Генеральный директор винного дома «Фанагория» Петр Романишин считает, что речь идет не о насыщении, а о временной паузе после долгого роста. «Ближайшие пару лет рынок будет держаться на «плато». А дальше многое будет зависеть от того, насколько производители смогут предложить потребителям новые интересные форматы — премиальные, региональные и безалкогольные. При грамотной работе отрасли у игристого есть все шансы вернуться к росту, пусть и более умеренному», — говорит Петр Романишин.
Анатолий Корнеев сохраняет оптимистичный взгляд в среднесрочной перспективе. «После достижения дна сокращения потребления и последующего снижения ключевой ставки мы можем ожидать стабилизации, а затем и возврата к росту. Однако крайне важно, чтобы и государство, и участники рынка очень внимательно отслеживали ценовую политику», — говорит эксперт. Он уверен, что потребительские предпочтения россиян остаются неизменными: игристые вина традиционно пользуются наибольшей популярностью: «текущее снижение продаж в этом сегменте связано исключительно с ценовым шоком».