Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
РБК в июне совместно с Московской биржей и X5 Group запустил первые в России индексы белого, красного и игристого вина. Эти показатели отражают ситуацию на рынке вина и зависят от средних цен на продукцию отечественных виноделен, а также позволяют понять, насколько популярна та или иная категория. Винные индексы рассчитываются в рублях и обновляются еженедельно по средам. Вот что с ними произошло за лето 2025 года.
Как рассказали «РБК Вино» в пресс-службе X5 Group, летом 2025 года спрос на тихие белые вина в сети «Перекресток» вырос на 17%. Пиковых показателей он достигал в июле. Растет доля белых тихих вин и в продажах сети «Лента». Если в 2024 году на них приходилось 40% от общего объема проданных тихих вин, то в 2025 году эта цифра выросла до 50%.
По сравнению с данными за январь—август 2024 года продажи тихих красных вин в сети «Перекресток» снизились на 4% (в сети «Лента», напротив, отметили повышение объема продаж на 3%).
По словам Алексея Соловьева, консультанта алкогольного рынка и создателя исследовательского агентства Ratingtelling, на российских винодельнях существует переизбыток красных вин, которые они выпускали с 2019 по 2022 год. С тех пор усилился тренд на легкие вина, которому эта продукция не соответствует.
«Просто из-за того, что у них очень много красного, им некуда это девать. А в те годы они еще о легкости не думали. То есть они делали, как делали, и им казалось, что это нормально. А теперь это сложно продать. Я думаю, что российские винодельни последуют за трендом и будут омолаживать свои вина. Им просто некуда деваться. Вина, которые уже есть, становятся еще более развитыми, а они не нужны рынку в таком виде», — считает эксперт.
Спрос на российские игристые в сети «Перекресток» летом 2025 года вырос на 27%.
Игорь Сердюк, руководитель российского винного рейтинга Top100Wines, говорит о росте популярности игристых вин, а также отмечает, что она даже побудила некоторых производителей искать дополнительные ресурсы, чтобы нарастить объемы производства.
«Мы не можем говорить о том, что по игристым фиксируется взрывной рост, потому что ресурсы производителей иссякли. Все, что они могли выдать на рынок, они уже выдали», — считает он. Сердюк также отметил, что игристые вина переходят из категории праздничных в категорию повседневных, что также отражается на продажах.
Ретейлеры, опрошенные «РБК Вино», рассказали о росте спроса на российские вина во всех трех категориях (тихие красные, тихие белые, игристые) летом 2025 года по сравнению с данными за июнь—август 2024 года. В Metro зафиксировали рост на 35%, а среднемесячные данные продаж вина летом 2025 года на 50% были выше, чем данные на январь этого года.
«Мы наблюдаем устойчивый рост продаж категории российского вина в период ключевых праздничных дат — это новогодние застолья, а также гендерные и майские праздники. Особенно высокий интерес к российским винам фиксируется в рамках ежегодного фестиваля «Дни российских вин», который традиционно проходит в апреле», — пояснила Татьяна Ястребова, руководитель направления закупок вина в Metro. Она также отметила естественный рост потребительского внимания к локальным винам, «в том числе в рамках тренда на осознанное потребление и поддержку отечественного производителя».
В пресс-службе Х5 уточнили, что на продажи вина летом 2025 года влияли как «нестабильные погодные условия», так и проводимые в сети акции. В частности, промо «Летние вина», которое включает расширенное предложение ассортимента игристых вин, тихих белых и розовых вин. В этом году акцент акции был сделан именно на российское вино.
По словам Игоря Сердюка, российское вино растет в цене, но этот рост происходит ровно настолько, насколько «позволяет рынок». «Я считаю, что слухи о том, что у нас быстрорастущий рынок, преувеличены, потому что, к сожалению, этот тренд наткнулся на невысокую покупательскую способность значительной части населения. Можно сказать, что это красная линия винного рынка», — считает он.
В свою очередь, Алексей Соловьев говорит о том, что на продажи российского вина и вина в целом влияют несколько факторов. В первую очередь он отмечает общее снижение популярности алкоголя среди населения. Кроме того, эксперт говорит о формировании другого тренда — потребитель ищет хорошее вино в ценовом сегменте до 1 тыс. руб.
«Часто мне знакомые задавали вопрос именно в такой формулировке, какое вино до 1 тыс. руб. стоит попробовать. Но это не связано со снижением покупательской способности. Просто люди хотят получать что-то лучшее за свои деньги, поэтому ищут», — уточнил он.
Соловьев также отметил, что на повышение популярности и продаж российского вина влияет увеличение медиаактивности отдельных виноделен, их работа по развитию собственного бренда. По его словам, к нему нередко обращаются за советом по поводу того или иного производителя, который не просто получает место на полке магазина, а активно ведет свои социальные сети и сайт.