главную Отрасли Исчезнут ли в России фруктовые сидры

Исчезнут ли в России фруктовые сидры

Автор: Новости
0 Комментарии

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

В конце августа российские производители сидра получили уведомление от Росалкогольтабакконтроля (РАТК) за подписью руководителя структуры Игоря Алешина о том, что законом не предусмотрено производство сидра не из яблочного сока. На этом основании ведомство перестает регистрировать продукцию, которая ранее маркировалась как «фруктовый сидр», с 1 января 2026 года. Подлинность документа, который публиковали в нескольких телеграм-каналах, «РБК Вино» подтвердили в РАТК.

Как сказано в письме, в России действует единый для всей алкогольной отрасли федеральный закон № 171. В нем содержится определение понятия «сидр», в котором сказано, что подобный напиток можно изготавливать только из яблочного сусла или восстановленного яблочного сока. Понятия «фруктовый сидр» в тексте закона нет.

Однако в России действует отдельный ГОСТ для фруктовых сидров (с содержанием в составе не менее 70% яблочного сусла). В нем сказано, что фруктовым сидром может быть назван напиток, изготовленный из свежих культурных или дикорастущих съедобных фруктов и ягод, кроме винограда, цитрусовых и тропических фруктов. Как сказано в уведомлении РАТК, с января 2026 года напитки, изготовленные в соответствии с этим ГОСТом, регистрироваться не будут.

В Евразийском экономическом союзе, куда входит Россия, несколько лет обсуждали принятие единого технического регламента для производства сидров не из яблок. Этот документ мог бы сделать законным производство фруктовых сидров на территории союза, однако он не принят до сих пор.

В том случае, если до 1 января техрегламент ЕАЭС для фруктовых сидров не примут, с этого момента в России нельзя будет изготавливать сидр ни из каких иных фруктов или ягод, кроме яблок.

В РАТК отказались от дополнительных комментариев «РБК Вино».

Как рассказал «РБК Вино» глава Союза производителей традиционного сидра Алексей Небольсин, вопрос отсутствия в законодательстве четких определений для сидров поднимался впервые еще в 2018 году.

«Мы тогда предлагали внести в законодательство понятия традиционного сидра, который может производиться только из яблок, где разрешено добавлять 15% фруктовых соков. Но тогда нам Минфин отказал, сославшись на то, что в 2019 году выйдет технический регламент, где все это будет прописано. С 2020 года по нашей инициативе началась корректировка понятий «сидр фруктовый» и «сидр фруктовый ароматический», которые содержатся в понятийном аппарате техрегламента об алкогольной продукции ЕАЭС. Они были согласованы со всеми участниками, но вины производителей, что он до сих пор не вступил в силу, нет», — говорит он.

Небольсин также уточнил, что в 2022 году возникала проблема наличия кодов ОКВЭД для фруктовых сидров. После этого продукция получила собственный ОКВЭД без внесения изменений в федеральное законодательство.

По словам Небольсина, в 2024–2025 годах произошел переход в категорию сидров огромного объема продукции, которая вообще не могла быть сюда причислена. Это могло стать поводом для введения со стороны РАТК жестких мер.

«Со стороны Союза производителей традиционного сидра мы проводили проверку качества продукции, заявленной как сидр. Ни один из более чем десяти образцов, которые мы нашли на полках супермаркетов, не соответствовал требованиям техрегламента. А все они были произведены по ГОСТу для сидров фруктовых ароматизированных. Результаты проверки мы передали в Росалкогольтабакконтроль», — добавил он.

Фруктовые сидры не из яблок в разном объеме производили практически все отечественные сидроделы. Именно поэтому уведомление РАТК затронет фактически всю отрасль, уверены игроки рынка, с которыми побеседовал «РБК Вино». Для некоторых компаний фруктовый неяблочный сидр являлся основным продуктом.

«С одной стороны, я горд, что это может произойти в нашей стране и что мы наконец приходим к четкому определению понятия сидра, но с другой стороны — с уходом фруктовых сидров мы теряем сегмент продукции, которую тоже очень любят потребители. Кроме того, рынок фруктового сидра всегда был сферой фантазии, художников. Жалко, если он закончится», — считает Сергей Бочковенко, основатель компании «Яблочко» (выпускает традиционные сидры).

Алексей Белецкий, сооснователь «Токсовской сидрерии» назвал инициативу РАТК внезапной. «Да, действительно, в законе нет определения фруктового сидра, но непонятно, почему нужно запрещать его производство вместо того, чтобы внести в закон изменения, закрепив определения, которые можно взять из того же технического регламента ЕАЭС. Тем более что в стране уже сложился рынок фруктовых сидров, участники которого выпускали качественную продукцию», — отметил он.

Основатель компании «Яблочко» также отметил, что с 1 января в Россию невозможно будет завозить и иностранные фруктовые сидры. Несмотря на то что на эту продукцию приходилась совсем незначительная часть рынка, по его словам, это негативно скажется на потребителях, которые выбирали именно эти сидры.

Сидроделы считают, что соблюсти золотую середину в случае с наименованием сидра было вполне возможно. Для этого было достаточно ввести в законодательство понятие «фруктовый сидр» и разрешить его производство официально, наравне с традиционным, яблочным сидром, обратив внимание в первую очередь на качество и, например, запретив использование добавок в виде ароматизаторов.

Как предположил Бочковенко, после того как была озвучена инициатива РАТК, некоторые производители фруктовых сидров могут попытаться перевести свою продукцию в категорию пивных напитков. «Там принципиально другая технология. Им в свои сидры придется добавить немного других ингредиентов, чтобы иметь возможность на этикетке указать, что это пивной напиток. Но это будет уже не сидр и не пивной напиток в чистом виде, а непонятно что», — отмечает он.

Между тем, как пояснил Алексей Белецкий, для небольших производителей переход в категорию пивных напитков, по сути, невозможен. Для этого им пришлось бы наращивать мощности своих предприятий и дополнять их оборудованием для производства пива.

«В целом такие меры могут подтолкнуть некоторых не вполне добросовестных производителей к реализации каких-то серых схем. Речь как раз идет о тех, кто не хотел платить повышенный акциз и перешел в категорию сидров, пивных напитков или еще куда-то. Очевидно, что регулятор хотел ударить по ним в первую очередь, но вышло, что под раздачу попали и добросовестные производители фруктовых сидров», — рассказал он.

Летом 2025 года в исследовательской компании «Ромир» говорили «РБК Вино» о росте популярности сидров у российских потребителей. По данным аналитиков, хотя бы раз сидр покупали 5,3% жителей страны старше 18 лет. Это подтверждали и данные РАТК, продажи сидра в России в январе—мае 2025 года выросли на 54,9%.

Эксперты отмечали, что в перспективе сидр имеет потенциал к росту и может стать альтернативой для той части потребителей, которые выбирают вкусовое пиво, пивные напитки или даже вино. Безалкогольный сидр называли потенциальной заменой кваса.

Рекомендуемые записи