Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино»
Содержание
В среднем россиянин за семь месяцев 2025 года выпил чуть больше бутылки игристого вина (0,78 л на человека) и чуть больше трех бутылок тихого (2,2 л на человека). Это чуть меньше, чем в прошлом году, когда соответствующие показатели составляли 0,8 и 2,22 л на человека.
Такие данные получил «РБК Вино» на основе информации Росстата по численности населения регионов и базы ЕГАИС по продажам алкогольной продукции, которую передал один из производителей алкоголя. Ее достоверность подтвердили в двух профильных ассоциациях производителя алкоголя.
Лидер по потреблению игристого — Севастополь, где за семь месяцев 2025 года оно составило 1,66 л на человека, что более чем в два раза превышает средний российский уровень. Далее идут Московская область (1,44 л), Санкт-Петербург (1,34), Сахалинская (1,31) и Ленинградские области (1,26). Кроме того, в десятку регионов с самым высокими продажами игристого входят Мурманская область, Камчатский и Краснодарский края, Москва и Крым. По сравнению с 2024 годом десятка осталась практически без изменений. Единственное исключение — по итогам семи месяцев прошлого года в ней вместо Крыма находилась Магаданская область, которая сейчас сместилась на 11-е место.
Директор по закупкам виноторговой компании Fort Дарья Сологуб говорит, что лидерство Севастополя и Крыма логично, так как это крупные производители игристого вина и важные туристические регионы, поэтому потребление здесь высокое, особенно в этом году: в Крым приехало много людей, что увеличило продажи.
Среди лидеров по потреблению игристого вина находятся регионы, активно участвующие в туризме, обращает внимание руководитель по развитию премиального винного портфеля Luding Group Владимир Косенко. «В этом есть логика: если гость приехал отдыхать, то это уже повод», — говорит эксперт. «В крупных городах уже давно сформировался тренд на употребление преимущественно игристых вин, будь то просекко, креман или шампань. Те же люди едут в туристические места и винодельческие регионы, соответственно, подтягивая продажи на местах», — добавляет директор департамента продуктового маркетинга компании AST Алексей Несмеянов.
Еще один фактор — высокий уровень доходов в регионах, где большие показатели потребления игристых. Доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге, руководитель Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский отмечает, что столицы и северные регионы вроде Мурманской области и Камчатского края традиционно отличаются высокими зарплатами. «Это подтверждает, что игристое вино остается премиальной категорией, доступной для обеспеченных потребителей. Важно отметить, что высокие показатели легального потребления в этих регионах говорят не о том, что там «больше пьют», а о более здоровой структуре рынка с минимальной долей нелегального оборота», — считает эксперт.
Среди регионов с наименьшим потреблением игристого (менее 0,2 л на человека) — практически все северокавказские регионы: Чеченская Республика, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика, а также Тува, Калмыкия и Бурятия.
Лидер по потреблению тихого вина на человека — Республика Карелия. Показатель за семь месяцев 2025 года — 4,3 л, почти в два раза больше среднего по стране. Вообще северо-запад оказался главным потребителем вина. В топ-10 также вошли Ленинградская область (4), Ненецкий автономный округ (3,9), Санкт-Петербург (3,7), Мурманская (3,6), Калининградская (3,5), Архангельская (3,4), Псковская (3,1) области. Кроме того, в топ-10 присутствуют Московская (3,7) и Ярославская (3,3) области. Москва с показателем 2,9 л вина на человека за семь месяцев занимает только 15-ю строчку рейтинга.
Самый низкий уровень потребления вина — в Чечне (0,001 л на человека). Среди регионов с наименьшими продажами и другие северокавказские республики: Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия.
«Высокие показатели Северо-Запада — это результат наложения нескольких тенденций», — комментирует Максим Черниговский. По его словам, Санкт-Петербург, Ленобласть и Карелия исторически более ориентированы на европейскую модель потребления, где вино — это ежедневный аккомпанемент к еде, а не только атрибут праздника. Кроме того, северо-западные регионы являются мощными центрами притяжения туристов. Как и в случае с курортами, это серьезно увеличивает объемы легальных продаж в расчете на душу населения. «Показатель 4 л на человека за семь месяцев красноречиво говорит о том, что вино в этих регионах глубоко вошло в повседневную культуру потребления», — уверен эксперт.
Дарья Сологуб отмечает, что на северо-западе страны сейчас формируется сильный туристический кластер — Петербург, Карелия и Калининград. «Последний часто не учитывают, хотя он сейчас один из лидеров и по гастрономии, и по винному потреблению», — добавила она.
Большинство опрошенных экспертов уверены, что рост потребления игристых и тихих вин продолжится. Небольшое снижение продаж год к году они называют корреляцией, которая не изменит общего тренда. «Скорее мы видим стабилизацию после нескольких лет значительного роста. На динамику мог повлиять рост акцизов, что временно сдержало спрос», — уверен Максим Черниговский.
Снижение потребления вина возможно только при снижении уровня жизни в России, уверен Владимир Косенко. «Наши люди к вину прикипели и отказываться от него не намерены. А в части благосостояния как будто бы резких перепадов не ожидается, поэтому снижения потребления вина не ожидаем», — считает эксперт. Он считает, что в ближайшее время рост категории будет происходить именно за счет российской продукции. Алексей Несмеянов считает, что рост потребления игристых сейчас сдерживается только дефицитом качественного российского игристого в доступном ценовом сегменте.